Винодельни, производители.

Анджело Гайя в Москве.


Анджело Гайя фигура знаковая и символическая в итальянском виноделии, он давно стал человеком мира, представляющим не только вина Gaja, но и культуру потребления вина, Италию в целом, а также философский подход ремесленника и мастера, который точно знает, что хочет и который следует своей мечте.

Имя Gaja, безусловно, ассоциируется с вином Барбареско. Пьемонтское хозяйство Gaja расположено в самой деревне Барбареско. Во время сбора урожая все узкие улочки заставлены гружеными виноградом машинами, которые ждут своей очереди, чтобы попасть за массивные ворота с лаконичной надписью «Gaja». Святая святых. Кажется, что в такой «крепости» должен жить неулыбчивый, необщительный и закрытый пьемонтец. Но Анджело Гайя оказывается полной противоположностью.

Элегантный, открытый, улыбчивый и эмоциональный, с пронзительным взглядом и полный кипучей энергии, таким предстал синьор Гайя во время своего визита в Москву, организованного DP-Trade.
На улице серая и промозглая московская осень, мы встретились с Анджело Гайя в лобби отеля «Балчуг» и запланированное короткое интервью, переросло в длинную и практически дружескую беседу, которую мы решили не править и не сокращать, а оставить все как есть. Ведь синьор Гайя этого достоин :-)



- Бонджорно, синьор Гайя! Как вам осенняя Москва?

Первый раз я был в Москве 12 лет назад, в ноябре 2001 года. Было не холодно, но туман окутал весь город, и он мешал мне почувствовать аромат Москвы, мне туман всегда мешает чувствовать запахи городов. Но на улице я видел разных людей, один с узкими восточными глаза и черными волосами. Женщина с белой, почти фарфоровой кожей казалась очень хрупкой. Тогда я подумал, что Москва представляет собой микс наций и народов. Это было фантастично. И потом Красная площадь, когда я увидел эту стену - барьер, который скрывал власть. Многочисленные церкви. Я был поражен Москвой.
Сегодня с утра я гулял часа два, я даже успел заблудиться. И отметил, что город очень чистый, много кафе и ресторанов, я зашел в Старбакс, чтобы выпить чашечку кофе. Неплохой кофе. Но какого черта, если ты заказываешь эспрессо, тебе предлагают двойной, с молоком или корицей! Эспрессо – маленький, концентрированный и ароматный глоток! (Эмоционально поднимая руки).
Сегодня, конечно, серый и пасмурный день, но тепло. Но больше всего меня поразила чистота. И женщины, которые одеты очень по-разному. Кто-то одет в яркие и броские цвета, а кто-то, наоборот, в темные и мрачные, кто-то кутается в стеганные куртки, а кто-то идет нараспашку. Здорово.
Я зашел в одну церковь, там мужчина и женщина молились, и священник что-то делал, я не понял что...но я подумал о вине. Потому что вино в культуре Средиземноморья было напитком всеобъемлющим, как для священнослужителей, так и светских людей, потом есть ритуалы, например, причастие, где использовали вино, было вино для богатых и бедных. Также виноградники, которые образуют красивые пейзажи. И вообще вино уникальный напиток, особенно для Средиземноморья. Вино это своеобразное послание. Единственный напиток, который насчитывает восьми тысячную историю, которая началась на Кавказе, а потом переместилась в Месопотамию, Палестину, Египет. Знаете, в могиле Тутанхамона были найдены 7 амфор с винами, на каждой из которых был написан сорт винограда, название виноградника и имя винодела. И больше ничего – не мед, не мармелад, ни молоко, ни одного продукта. Только вино! И вино продолжают производить, как 8 тысяч лет назад, конечно, многое изменилось, но культурная и историческая связи сильны.
Как учил меня мой отец: «Кто умеет пить вино, тот умеет жить». Это значительно глубже, чем говорить «пей мало, пей умеренно, пей с умом». «Кто умеет пить, тот умеет жить» (Эмоционально и театрально).

- Вы пьете вино часто? Например, ваше Барбареско? ;-)

Да, я привык пить часто. Мой отец приучил меня всегда употреблять вино с едой, поэтому на обед у нас всегда вино, подходящее к блюдам. Как можно сопровождать еду водой? Вода убивает все ароматы, а вино – нет.
Но я никогда не пью вина без еды. Каждый день на обед и ужин я выпиваю бокал или полтора бокала вина. Как делал мой отец, который умер в 94 года и до последнего дня выпивал бокал.
Конечно, я пью не только Барбареско, хотя это было бы удобно, так как оно у нас всегда есть дома. (Смеется) Барбареско это вино, которое я знаю лучше всего, не потому что оно лучше других, а потому что оно всегда было со мной.
Но есть много и других хороших вин и мне любопытно попробовать и их. Если говорить об Италии, то это не только вина Тосканы, но и вины Венето, Фриули, Сицилии, особенно вина Этны, которые только недавно были открыты, а также вина Калабрии, которая отличается богатством древних автохтонных сортов. Мне любопытно пробовать все.
Больше всего мне нравятся элегантные вина, чем мощные и полнотелые. Поэтому я всегда предпочту Бургундию, нежели Бордо, но я не имею ничего против вин Бордо.

- Какой самый старый винтаж Барбареско от Гайя существует в ваших погребах?

История Италии непростая. Война была тяжелым периодом. Немцы, партизанское движение, борьба с фашизмом, одни приходили, другие уходили. Все это время винодельни были открыты и разграблены ни один раз. Все и немцы, и партизаны, и республиканцы приходили и пили вина, опустошая погреба. Поэтому довоенных винтажей у нас не осталось. Послевоенных тоже не много. Сохранились с 1947 и далее почти все винтажи.
Великие годы всё еще хороши. Я дегустировал 1947, 55, 58,61, 64, 67, 70, 71, 74, 78, 82, 85 и так далее, они сохранились великолепно.

- Как-то раз Вы сравнили неббиоло с Марчелло Мастроянни – элегантность, характерное поведение, не просто понять...

Да, точно, а каберне совиньон с Джоном Уэйном – открытый и понятный рубаха-парень. Неббиоло – элегантный, нервный и с собственным характером.
Если кто-нибудь попробует неббиоло без еды, то он может показаться слишком танинным и кислотным, «скользкое» вино, которое не сразу открывается и приносит удовольствие. Но с едой неббиоло работает замечательно, высокая кислотность очищает рецепторы и подготавливает для приема пищи.
При этом элегантность несовершенна, как сама природа, но она не нуждается в этом. Более того, небольшое несовершенство добавляет шарма и делает вино уникальным и особенным.

- У Вас особые отношения с барберой. Она часто выступает в роли «маленького друга» неббиоло, но никогда «солистом».

Мы производили сортовое вино из барберы несколько лет назад, но потом мы сосредоточились на других направлениях – отдельные виноградники.
Мы добавляем небольшие количества барберы к неббиоло, согласно старым правилам. Ведь до 1966 года дисциплины Barolo DOCG и Barbaresco DOCG разрешали добавлять к неббиоло небольшие количества местных пьемонтских сортов – барбера и дольчетто. А сейчас это запрещено.
Наша мечта производить вина, как производили их мой отец и дед, и даже прадед. Т.е. работать и с барберой. Барбера – это самый распространенный сорт в Пьемонте, он занимает более 45% виноградников. Но, к сожалению, барбера высажена, как на подходящих почвах, так и на не пригодных, поэтому в магазинах можно найти совершено разные барберы, и качественные, и совершенно посредственные. Но все они называются «барбера», что создает трудности для потребителей. А настоящая барбера – великолепное вино. Мне очень нравится, я в ней нахожу ту кислотность, которую люблю, и она отлично сочетается со многими блюдами. Некоторые производители из зон Бароло, Барбареско, например, Vietti делают такую барберу. Около Монфорте д'Альба есть древние лозы барберы, которым 70-80 лет, изумительные вина.

- Насколько мы знаем, из белых сортов Вы отдаете предпочтение рислингу?

Да, рислинг – сорт винограда, который мне нравится больше всего. 26 лет назад я посадил рислинг в Пьемонте, но он не дал результата, который мне хотелось бы видеть. Не хватало кислотности, вино получилось плоским. Климат Пьемонта оказался слишком теплым для рислинга. Это не шардоне и не совиньон блан, которые могут расти везде.

- Может быть Россия подойдет для рислинга?

Да, конечно. Россия еще покажет себя в виноделие, я в этом уверен. У вас будут производить хорошие вина, и автохтонные сорта станут узнаваемы. Русские становятся амбициозными и решительными, тем более, сказывают и климатические изменения. Вы будете гордиться своими винами. Я в этом уверен, но пока я еще не пробовал русских вин.

- Давайте поговорим о ваших тосканских хозяйствах. Удалось достичь своих целей или еще много дел?

Дел всегда много. Но мы уверены, что выбрали правильные места – Монтальчино и Болгери. Сделали нужные шаги и продолжаем двигаться с большим интересом и энтузиазмом.
Болгери – уникальное место, это полоска суши, которая достигает в ширину максимум 15 км, с одной стороны – Тирренское море, с другой – холм, покрытый лесами. Свет в Болгери особенный, потому что он отражается от моря. В Пьемонте такого света нет. Даже воздух поет здесь по-другому, шум птиц не такой в остальной части Тосканы. А в течение дня бывает, что зеленые холмы становятся синими. Когда-то я увидел работу Кандинского с синими горами и подумал: «Какого черта горы синие!» А теперь я вижу, что горы бывают синими. Там, в Болгери.
Еще мне очень нравится кухня Болгери, рыбная кухня. Обычно я хожу в ресторан La Pinetta и всегда беру вареную рыбу без всяких соусов. 18 лет назад я сдал анализ крови и врач, мой хороший друг и ценитель вин, глянув на мои анализы, сказал: «Да ты премье гран крю Холестерин!» В том смысле, что показатели холестерина у меня зашкаливал. Врач мне посоветовал есть больше рыбы, поэтому, когда приезжаю в Болгери, всегда беру рыбные блюда.
В Монтальчино наоборот кухня более тяжелая и жирная – дичь, кабан, салями. Но Монтальчино также особенное место. И сорт санджовезе очень сложный, но он делает вина уникальными, особенными.

- А какие другие итальянские регионы Вы могли выделить? У каких вин Италии, по Вашему мнению, большое будущее?

Среди регионов, которые имеют большой потенциал и находятся на подъеме, безусловно, можно выделить Венето, Сицилию, вина, которой мне очень нравятся, выросла Умбрия. Еще один регион, который обладает огромным потенциалом, но пока еще не очень оценен по достоинству – это Кампания с Греко ди Туфо и Таурази. По моему мнению, в Кампании производят уникальные вина, особенные и очень интересные. Среди производителей можно выделить Мастроберардино, с которым мы познакомились много лет назад. И потом Кампания – это земля больших возможностей и больших открытий, которые еще только предстоит сделать.
Калабрия богата автохтонными сортами, их больше, чем в других итальянских регионах, но их ценность еще не открыта и не реализована полностью.
Этна сейчас представляет огромный интерес, особенно сорт нерелло маскалезе, из которого получаются почти бургундские вина, элегантные и очень интересные. Также белые и красные сицилийские вина с виноградников, которые расположены на высоких холмах. Здесь не так жарко и вина получаются интересными.
Умбрию я уже называл. Хочется отметить производителя Lungarotti.
Потом Фриули, регион, который мне очень нравится, он всегда в моем сердце. Я не большой любитель сладких вин, но пиколит – отличное вино. Мне очень жаль, что сейчас токай называется фриулано, потому что для меня он всегда был и останется токай, замечательным вином.
Интересны вина из Альто-Адидже, Трентино, можно найти хорошие образцы из Лацио, например, вино Fiorano от Antinori.

-Российский рынок вина еще очень молодой. Мы только учимся разбираться в винах. Как по-вашему, можно ли доверяться винным справочникам и рейтингам? Какие из них «говорят правду»?

«Говорить правду» - это слишком просто. Абсолютной правды не существует нигде, ни в политике, ни в экономике. Я не смотрю телевизор, каждый день я покупаю 10 газет, у каждой из которых свой хозяин и они пишут его точку зрения. Где правда? Тоже самое с винными справочниками и рейтингами. Тем не менее, они очень важны, потому что они являются стимулом для производителей, которые стараются достичь высокого качества, чтобы попасть на страницы справочника. А это нужно и потребителям. С другой стороны существуют и «особые отношения» между производителями и кураторами справочников, поэтому в рейтинги можно попасть разными путями.
В любом случае, разнообразие критики это хорошо. Я отношусь с уважением к работе критиков. Они делают свою работу, я делаю свою. Моя работа – производить вино, а критики выносят свое суждение. Однажды моего хорошего друга певца Паоло Конти спросили, что он думает о критиках, он ответил: «Спросите лучше о фонарного столба, что он думает о собаках». Но это не мой случай (смеясь).

- А что Вы думаете про выражение «найти свое вино»?

Самое важное, что вы должны пить то, что нравится именно вам. Хорошо проявлять любопытство и открывать новые вина, чтобы понять, что нравится тебе, а не пить то, что говорят другие. Для этого надо читать, слушать людей, мнению которых ты доверяешь, обсуждать. И тогда ты найдешь то, что нравится тебе.
Когда покупаешь вина для своей домашней коллекции, то лучше сделать выборку производителей, которых хочешь попробовать. Нет смысла покупать сто бутылок у разных производителей, лучше сократить круг. Можно купить шесть у одного производителя, чтобы опытным путем установить, когда они будут готовы, согласно твоему собственному вкусу. А то бывают случаи, когда человек купит одну бутылку вина и спрашивает, когда ее лучше впить, причем просит назвать не только год, но и месяц! Одна бутылка – единственный шанс отгадать, когда она будет готова и соответствовать вкусам конкретного человека. Единственный выстрел!

- Синьор Гайя, вы менеджер или винодел? И есть ли грань между этими понятиями для Вас?

Я ремесленник, а ремесленники не имеют специализации, они знают всего понемногу. И должны стараться узнать, как можно больше. Я закончил энологическую школу в Альбе и 7 лет работал на виноградниках, я не эксперт в энологии. Но, когда я разговариваю со своим энологом я знаю, о чем говорю. Я не дизайнер, но когда мы делаем этикетку, я точно знаю, какой дизайн хочу видеть. Я не маркетолог, но я знаю, как говорить о своих винах и винодельне.
Быть ремесленником значит обладать широкими знаниями, но не быть экспертом в конкретной области.

- Какие планы на будущее? Не планируете приобрести еще одну винодельню?

Нет, у нас уже три винодельни и много работы. Мне 73 года. И все мои мысли связаны с детьми, и это они должны принимать решения, делать следующие шаги и работать. Мне нравится быть с детьми. Но у меня перед ними есть два долга. Во-первых, дать детям хороший пример в жизни и работе, но не заставлять их быть похожими на меня, оставить им свободу выбора. Если пример был хорошим, то настанет день, когда они научатся и переймут опыт. Но очень важно давать свободу. Во-вторых, дети должны понять для того, чтобы выполнять работу надо иметь страсть и любовь к ней, которая помогает переживать сложные моменты. Эту любовь надо защищать, взращивать и максимально вкладывать в свою работу. Тогда обязательно случится прорыв. Но дорога успеха складывается из заслуг и удачи. Недостаточно быть достойным и сделать все лучшим образом, нужна еще удача, которая не зависит от тебя, а случайно постучится в дверь. Но ты должен быть готов открыть дверь и обнять удачу.
Но даже если фортуна не придет, ты не должен терять любви к работе, а продолжать делать ее, пока судьба не даст тебе следующий шанс.

- И последний вопрос на политическую тему. 12 лет назад Вы положительно оценивали деятельность Путина. Изменилось ли сейчас Ваше мнение о нем?

Надо строить демократичные отношения. При всем моем уважение к Путину, нужно вовремя дать дорогу и освободить место молодым. Нужно доверять молодым. Тоже самое можно сказать и про Берлусконни. «Вы были молодцы, все сделали хорошо, а теперь до свидания».

11/11/2013





Сайт предназначен для лиц старше 18 лет. Помните, что только умеренное употребление вина полезно для здоровья!

© VinoItaliano, 01/2012-2016, Анна Попкова & Павел Попков

Рейтинг@Mail.ru Анализ сайта Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет

Авторство всех материалов принадлежит VinoItaliano и охраняется Законом о защите авторских прав. Полное или частичное копирование разрешается с обязательной активной ссылкой на www.vinoitaliano.ru. Контактный e-mail: biancoloto@gmail.com