Монахи и вино в Средневековье.

Средние века были тяжелым периодом в виноделии, которое переместилось в монастырские погреба, а виноделами стали монахи, их еще называли «отцами виноградарства».

Литературные произведения прочно закрепили в нашем сознании нерушимый союз монахов с вином. Вспомним хотя бы монаха, верного друга Робин Гуда всегда слегка пьяного и в сопровождении бочонка. Также культура Средиземноморья неразрывно связана с хлебом, оливковым маслом и вином.

Вино требовалось для религиозных церемоний, вспомним также евхаристическое чудо, когда кровь Христа превращалась в вино. Но остро стояла проблема транспортировки вина, поэтому виноградники сажали рядом с епископскими городами, везде, где позволяла почва. Очень быстро монахи поняли, что виноделие может быть прибыльным делом и занялись селекцией лоз и улучшением способов посадки. Так, германские цистерцианцы открыли террасные виноградники. Практически каждый монастырь владел виноградником.



Святой Бенедикт разрешил монахам употреблять вино. Святой старец, конечно, не поощрял этого, так как «пить вино – не монашеское дело», но невозможно заставить не пить тех, кто это делал всегда, даже во времена полного запрета. Поэтому была введена дневная норма употребления вина, которая составляла один гемин, это примерно 0,3 литра, т.е. бокал.
При этом Бенедикт добавляет:
«Если условия местности, или тяжелый труд, или летний зной потребует большего, то давать на усмотрение аббата, соблюдая всячески, чтобы не дошло до пьянства».
Обычно вино пили во время или до трапезы, разбавляя его водой. Но добавлять специи, как это было принято в античности, не допускалось.
Монахам приписывают выражение: «Вино для здоровья полезней, чем вода».

Раннее Средневековье оставило после себя два глобальных изменения в виноделии. Во-первых, деревянные бочки, которые сначала использовали для транспортировки вин, а затем для выдержки. Во-вторых, подземные погреба, в которых вино было защищено от света и колебаний температуры.

Что касается вкусов, то изысканными и утонченными были вина белые, красные в основном использовались в религиозных целях, как символ крови.

В средние века вино употребляли и с медицинскими целями, в качестве антибиотика и как жаропонижающее.

В Позднее Средневековье вкусам публики отвечали вина молодые и сладкие, поэтому получили распространения такие сорта винограда, как мускат и мальвазия.

Виноделие во многих монастырях приобрело известность и немалые объемы производства. Особенно отличались этим французские и немецкие монастыри.

Там, где почвы и климат не позволяли производить вино, монахи занимались другими продуктами брожения – пиво, сидр, медовуха.