Луиджи Мойо и дыхание вина
Луиджи Мойо – владелец хозяйства Quintodecimo, профессор энологии Неаполитанского университета, автор книги «Дыхание вина» и один из самых значимых энологов нашего времени.Выйдя из семьи потомственных виноделов, он решил основать собственную винодельню в Ирпинии, чтобы сконцентрироваться на производстве великих вин, в первую очередь из альянико.
Луиджи Мойо
В семь или восемь лет. Наша семья всегда делала вина, отец часто подсовывал мне бокал и спрашивал: «Что ты чувствуешь»? Я улавливал множество ароматов, но не понимал, что отец хочет от меня. Лет с девяти я стал пробовать вино на вкус, но мне оно совсем не нравилось. В любом случае это был очень важный опыт.
Почему ты, потомственный винодел, решил основать собственное хозяйство, а не остаться в семейном бизнесе?
Мой папа всегда хотел, чтобы его сын стал энологом и подтолкнул меня к учебе. Закончив школу, я поступил в университет, а затем занялся научной работой. Я не вернулся к производству вина, а погрузился в мир исследования ароматов. Через некоторое время мои друзья-виноделы стали спрашивать моих советов, так я стал консультирующим энологом. Но мне чего-то не хватало, хотелось иметь собственную винодельню, чтобы воплотить в жизнь то, о чем я рассказывал в университетских аудиториях. Так родилось хозяйство Quintodecimo, которое стало для меня мечтой о полной свободе действий. Я не думал о продаже вин, я только мечтал о реализации своих идей и знаний.
Какая разница между мечтой и реальностью?
Мне повезло, моя мечта стала реальностью. В этом мне очень помогла моя жена Лаура, которая также изучала энологию, и всегда повторяла, что мы должны создать собственное хозяйство. Мы жили в Неаполе, но решили оставить все и перебраться в Ирпинию. Мы создали Quintodecimo в 2001 году, и через два года будем отмечать двадцатилетие. За эти годы мы расширились и выросли. Теперь наши владения занимают 30 га. Мы производим вина, которыми довольны. Наша любовь и самоотдача помогли сделать мечту реальностью.
Всё это время стилистика вин Quintodecimo оставалась постоянной или что-то менялось?
Проблема не в том, чтобы менять или не менять стиль. Вино с самого начала должно быть в голове, но добиться нужного результата сразу, с первого раза сложно, поэтому требуется пройти весь путь. Вино производят один раз в год, это не как приготовить омлет – если пересолишь, всегда можно переделать. В случае с вином каждый год приближает к желаемому результату. Так было с нашими белыми винами, которые, начиная с 2006 года, становились более округлыми, глубокими, приобретали приятную кислотность. До 2008 года мы проводили полную малолактику, с 2009 по 2012 годы мы делали частично малолактику, поэтому вина этого периода отличаются более высокой кислотностью, с 2012 года мы отказались от малолактики. Для красных вин к желаемому результату я пришел в 2007 году.
От ягоды на винограднике, которая должна быть абсолютно здоровая. Самая сложная работа для нас происходит именно в этой фазе. На винодельне энолог просто ассистирует процессам.
Сколько книг, статей ты написал? Какие из них считаешь важными?
Я написал много научно-исследовательских работ, но их читают только в научной среде. А мне всегда хотелось поделиться моим опытом со всеми читателями, поэтому 2 года назад я выпустил книгу об ароматах вина под названием «Дыхание вина» («Il Respiro del vino»), которая стала бестселлером в Италии. Было продано 25 тысяч копий. Книгу перевели на иностранные языки. Такая популярность объясняется тем, что она понятна и интересна широкому кругу читателей. В ней я рассказываю, откуда берутся ароматы в вине, как они зависят от терруара, и почему они важны в восприятии напитка.
В Кампании - Antonio Caggiano, Marisa Cuomo, Terre del Principe, Luigi Maffini, Moio, Cantina di Taburno; в Базиликате – Cantine del Notaio; на Этне – Barone di Villagrande, а также многие хозяйства в Тоскане, Лацио и других регионах.
Что должен уметь энолог, чтобы достичь твоего уровня и быть одним из лучших в Италии?
В первую очередь он должно много учиться, иметь сильную теоретическую базу, знать основы агрономии, химию почв и многое другое. Эти знания позволяют планировать и двигать проект вперед. Также нужно обладать способностью дегустировать и понимать вино, потому что в виноделии практически все процессы контролируются путем дегустации. Поэтому нужно досконально разбираться в дефектах, запоминать ароматы, чтобы выстраивать модель вина в голове.
С каким мировым терруаром можно сравнить Ирпинию?
Ирпиния немного похожа на земли Трентино-Альто-Адидже, потому что наши виноградники лежат на высоких холмах, суровый климат с резкими перепадами ночных и дневных температур позволяет говорить о горном виноградарстве. Также я думаю, нам близок Эльзас или долина Рейна.
Тогда почему вина Ирпинии относят к южному стилю?
В этом и проблема, потому что я считают, что вина Ирпинии можно назвать «северными». В последние годы белые вина Quintodecimo характеризуются высокой кислотностью, которая достигается естественным путем без вмешательств на винодельне, при этом сохраняется баланс и гармония. Я считают терруар Ирпинии одним из самых лучших в Италии, а возможно и в мире. Но, к сожалению, зона малоизвестна.
У тебя есть любимый сорт?
Я несколько лет жил в Бургундии, поэтому искренно люблю пино неро и шардоне, мне также нравится эльзасский рислинг. Если говорить про итальянские сорта, то моя жизнь связана с альянико, фиано, греко и фалангиной.
Какие вина лучше всего представляют хозяйство Quintodecimo?
Белые вина для нас очень важны, у нас замечательные автохтоны, тем более в последнее время растет потребление белых вин. Но моей заветной мечтой всегда было производить великие красные вина. Мы уже достигли больших успехов, но я не собираюсь останавливаться на достигнутом.
Как работать с таким сложным сортом, как альянико?
Альянико является сортом позднего созревания. Важно собирать виноград немного раньше, обязательно, чтобы ягоды оставались целыми. Мы избегаем интенсивной мацерации, чтобы не извлекать много танинов. Использование бочек при работе с альянико фундаментально. Quintodecimo выдерживает альянико исключительно в барриках, что улучшает его ароматические характеристики. Также я считаю важным регулировать процент новых бочек, для Taurasi у нас практически 100% новые баррики.
Луиджи Мойо
Если мы говорим о красных винах Quintodecimo, то я на 80% приблизился к своему идеальному вину.
01/07/2019